Как Сбербанк взыскивает долги по кредитам

Как Сбербанк взыскивает долги по кредитамПАО Сбербанк России – крупнейшее финансово-кредитное учреждение, занимающее лидирующие места по количеству принятых вкладов и выданных кредитов населению. Кредитный портфель банка стабильно возрастает, и на сегодня достигает практически 6 триллионов рублей. Если говорить о просроченной задолженности, то её процентное соотношение в общей сумме средств, составляет 2,4%, в абсолютном выражении –140 миллиардов рублей. По упрощенным подсчетам, при средней величине займа в 180000 рублей, около 780 тысяч кредитополучателей имеют проблемы с погашением долга.

Именно поэтому разработана система взыскания задолженности в Сбербанке, целью которой является побуждение «злостных неплательщиков» начать рассчитываться по своим кредитным обязательствам. Разберемся, как происходит процедура истребования долга, и что делать заемщикам в случае чрезмерно активных действий банка.

Пробуем уйти от проблемной задолженности

Предотвратить постоянные звонки коллекторов и визиты представителей службы судебных приставов возможно. При возникновении финансовых трудностей следует сразу обратиться в Сбербанк с просьбой реструктурировать долг. Финансово-кредитное учреждение не зря разработало такую программу и активно предлагает ее гражданам, попавшим в сложную ситуацию. Банку проще и выгоднее предоставить вам отсрочку платежа или снизить ежемесячный взнос за счет увеличения периода кредитования, чем затевать обширную программу по «выдалбливанию» задолженности. ПАО Сбербанк предлагает населению три способа реструктуризации:

  • оформление льготного срока пользования средствами (какое-то время проценты на сумму долга не начисляются);
  • изменение основной валюты займа;
  • увеличение первоначального периода кредитования.

Банк пойдет на уступки:

  • физическим лицам, потерявшим работу;
  • гражданам, которым резко сократили заработную плату;
  • мужчинам, призванным к срочной службе в армии;
  • женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • людям, временно утратившим трудоспособность.

Обстоятельства, спровоцировавшие временные финансовые трудности у заемщика, должны быть подтверждены документально. К примеру, на рассмотрение сотрудникам можно предоставить копию приказа об увольнении, трудовую книжку, где сделана запись о потере работы, справки о заработной плате в случае её снижения и пр. Однако отзывы некоторых клиентов говорят, что реструктурировать кредит в Сбербанке не так-то просто.

Зачастую, на практике банк отказывает обычным заемщикам, а идет навстречу лишь плательщикам, которые являются «зарплатниками» и имеют безукоризненную кредитную историю.

Когда заемщик попадает в «проблемный» список?

Плательщик будет отнесен в категорию «недобросовестных», если отмечается просрочка взноса по займу от 7 до 90 дней. Зафиксировав долговременную задержку платежа, кредитный менеджер передает дело в отдел по работе с просроченной задолженностью, и клиент автоматически переводится в ранг проблемных.

Первое время специалисты ОПРсПЗ самостоятельно обзванивают неплательщика, напоминают о необходимости внести ежемесячный взнос согласно составленному графику платежей. Дополнительно, на мобильный телефон ежедневно поступают СМС-уведомления с аналогичным призывом и прописанной суммой образовавшегося долга.

Если по прошествии пары недель реакции от заемщика не наблюдается, сотрудники приступают к обработке знакомых и родственников должника. В социальных сетях находят профили друзей, родителей, и отправляют письма им. В посланиях прописывается сумма задолженности, делается акцент на неприятные последствия, которые возникнут при неоплате кредита.

Тактика специалистов отдела может быть и другой. Некоторые проблемные клиенты получали сообщения примерно такого содержания: « Ваш заем передан на рассмотрение Группе выездного взыскания. Настоятельно просим вас не выезжать из города и быть дома после шести вечера». Но судя по отзывам, ни один должник не имел чести познакомиться с представителями этой «группы».

В случае, когда неплательщик является безработным, ему могут поступать письма с другим текстом. К примеру, что высшая судебная инстанция обяжет его устроиться на любую должность, от дворника до санитара, и 50% заработка отдавать в счет погашения долга.

В большинстве случаев сотрудники по работе с недобросовестными заемщиками предпочитают общаться на расстоянии, не организуя личную встречу. Однако, судя по отзывам клиентов, все же бывают исключения. По словам одной девушки, взыскатели нанесли визит в квартиру в рабочее время. Дома никого не было, и представители банка стали стучаться к соседям и рассказывать неприятные сведение о молодой женщине. Если Сбербанк настырно взыскивает просроченную задолженность, как быть должнику?

  1. Постарайтесь вносить на кредитный счет хоть какую-нибудь сумму в счет уплаты долга и процентов.
  2. Приложите все силы для одобрения реструктуризации займа.
  3. Возьмите второй кредит в стороннем финансово-кредитном учреждении, на более выгодных условиях, и закройте просроченную задолженность.
  4. Удалите страницы из всех соцсетей, или скройте свой круг общения там. Это поможет избавиться от чрезмерной навязчивости Сбербанка.
  5. Номера сотрудников, атакующих телефон, внесите в черный список. Так звонки не будут мешать привычной жизни.

В случае, когда обзванивают друзей и родных, необходимо от их имени пожаловаться в техподдержку банка. После такого обращения звонки лицам, напрямую не связанным с кредитным соглашением, прекращаются.

 Если сотрудники пытаются связаться с вами после 22 часов, можно смело составлять жалобу, со ссылкой на ФЗ «О потребительском кредите», и направлять её в Центральный банк.

Законом запрещено обзванивать клиентов и рассылать им сообщения с 10 часов вечера до 8 часов утра по будням, и с 20.00 до 09.00 в выходные и праздничные дни.

В дело вступают коллекторские фирмы

Большая часть «старых» долгов по кредитам в Сбербанке передается коллекторским фирмам. Половину «просрочки» предлагается взыскать крупной организации «АктивБизнесКоллекшн». Коллекторы работают за комиссионное вознаграждение, которое обычно составляет от 5% до 20% выбитой из должника суммы. В общем, коллекторские фирмы действуют теми же методами, что сотрудники ОПРсПЗ банка, однако в разы усиливают психологическое давление на неплательщика.

В компаниях обычно трудятся бывшие правоохранители, которые имеют представление о силовых способах воздействия на человека.

Если сумма задолженности конкретного лица велика, то коллекторы ставят его номер телефона на автоматический дозвон. Мобильный неплательщика будет просто разрываться от вызовов. Агенты могут оказывать влияние на посторонних людей, например, ваших соседей. Они будут звонить им по 20-30 раз в день, сообщать, что вы уклоняетесь от погашения кредита. Соседи совсем не знают всей ситуации, и, в конце концов, срываются и соглашаются чуть ли не лично привезти неплательщика в Сбербанк.

Еще один излюбленный метод запугивания – рассылка писем, в которых сказано, что финансово-кредитное учреждение обратилось в службу судебных приставов для взыскания просроченного долга.

На практике, средний срок работы коллекторского агентства по одному делу составляет 3-6 месяцев. Если за это время достучаться до должника не получается, Сбербанк составляет исковое заявление в суд.

Как в такой ситуации поступать должнику? Когда средств на оплату просрочки все еще нет, постарайтесь абстрагироваться от постоянных звонков и сообщений, а лучше отключите телефон или смените номер. Друзья, родственники и просто знакомые, атакуемые коллекторами, могут записывать все происходящие разговоры и подкреплять собранным материалом жалобу в ФССП. Федеральная служба рассмотрит обращение и вероятно выставит штраф фирме за нарушение личностных прав лиц, не причастных к делу.

Деятельность коллекторских организаций регламентируется законодательно.

В соответствии с Федеральным законом о коллекторах, запрещено:

  • наносить визиты или беспокоить должника по телефону после 22.00 в рабочие дни, и после 20.00 в остальное время;
  • встречаться с неплательщиком лично чаще одного раза в 7 дней;
  • названивать лицу чаще 2 раз за неделю;
  • направлять более четырех СМС-уведомлений за 7 дней;
  • узнавать сведения о неплательщике у друзей, знакомых, коллег, если это не прописано в кредитном соглашении;
  • применять в разговоре ненормативную лексику, угрожать и оскорблять человека.

Помните, что сотрудник коллекторского бюро обязан представиться при встрече или разговоре по телефону. Если коллектор нарушит хотя бы один из пунктов ФЗ, можно смело направлять жалобу в ФСПП. К заявлению потребуется приложить доказательства совершенных нарушений.

Обращение в судебные органы

Если перечисленные способы взыскания долга не увенчались успехом, дело передается в судебную инстанцию. ПАО Сбербанк обращается в суд по прошествии 4-6 месяцев с даты первой просрочки. Судебное постановление отправляется должнику на почтовый адрес, прописанный в кредитном соглашении.

Также финансово-кредитное учреждение имеет полное право производить безакцептное списание с дебетовых счетов неплательщика средств в счет оплаты задолженности. Если на карточку поступает зарплата, пенсия или какое-либо пособие, необходимо предоставить в банк справку, и сниматься будет не более половины поступающих денег.

После получения судебного приказа, заемщик может сформировать ответное заявление на отмену распоряжения суда. В большинстве случае просьба удовлетворяется, и у должника остается в запасе еще пара недель, чтобы закрыть долги по кредитам в Сбербанке.

В любом случае, при наличии непогашенной задолженности, решение будет принято в пользу финансово-кредитного учреждения.

Как поступать физическому лицу? Выиграть суд, шансов практически нет. Можно попытаться добиться снижения размера насчитанной неустойки и проведения процедуры реструктуризации займа. Однако для такого исхода дела должны быть веские обстоятельства, подтверждающие, что платежи не производятся вследствие объективных причин (потери работы, трудоспособности и пр.).

Дальше действуют приставы-исполнители

Решение судебной инстанции вступает в полную силу спустя 30 дней с момента оглашения. По прошествии этого времени начнется процесс описи имущества должника. Заниматься процедурой инвентаризации будут судебные приставы, после запроса от Сбербанка.

Приставы, следуя судебному приказу, имеют право заблокировать все дебетовые счета клиента. Законодательно выделен перечень имущества, не подлежащего взысканию сотрудниками ССП:

  • жилплощадь или участок земли, являющиеся у неплательщика единственными (исключение – если просрочка допущена по ипотечному кредиту, взятому на покупку именно этой квартиры);
  • личные вещи: одежда, обувь, домашняя утварь;
  • имущество, обеспечивающее профессиональную деятельность неплательщика;
  • пищевые продукты.

Исполнительный сбор ССП, составляющий 7% от размера задолженности, оплачивает проблемный заемщик.

Что можно посоветовать должнику? Если вы знаете, что дело передано в суд, лучше как можно скорее переписать все имеющееся имущество на близких людей, чтобы приставам нечего было забирать. Когда банк уже взыскивает причитающиеся ему деньги, неплательщик не сможет повлиять на изъятие имущества. Единственно, он может найти средства, чтобы погасить долг целиком.

Приставы перепродают описанное имущество по достаточно низким ценам. Поэтому заемщик, чтобы выручить больше денег, может начать своими силами сбывать собственность, цена которой не превышает 30000 рублей. Так можно собрать больше средств на оплату просроченного кредита.