Как отказаться от кредита на товар в магазине, если договор подписан?
Товарный заем нередко оформляется сгоряча: что-то понравилось, денег в кошельке не хватило – согласились на сделку прямо в магазине. Все проходит очень быстро и прямо на месте, так как договор подписывается чуть ли не на кассе. Как правило, уже через пару дней новоиспеченный заемщик «одумывается» и сожалеет о сделанном. Отказаться от кредита после подписания договора на товар можно, главное, действовать в определенном порядке. Как и что делать, разберемся по пунктам.
Разберитесь с возвратом товара
При желании отказаться от товарного кредита не нужно сразу бежать в банк-кредитор. Особенно, если с момента покупки прошло около суток. ФКУ не успеет через несколько часов после подписания бумаг перевести деньги магазину. Лучше сначала отправиться в торговую точку, где была куплена вещь, и заняться оформлением возврата.
Возвращается купленный в рассрочку товар продавцу в стандартном порядке. Регламентируется процедура возврата в соответствии с законом «О защите прав потребителей». Так, согласно статье 25 необходимо:
- написать заявление на возврат товара с указанием причин и требований потребителя;
- передать написанное заявление продавцу;
- дождаться решения по возврату.
Продавец обязан принять обратно продукцию надлежащего качества, если с момента покупки не прошло 14 дней. Важно, чтобы товар не был в употреблении, имел первоначальный вид и упаковку, а также пломбы, заводские ярлыки и маркировки. Желательно предъявить чек или квитанцию. Но отсутствие последних не лишает покупателя возможности обмена и возврата.
Стоит помнить, что некоторые товары не подлежат возврату по закону. Так, нельзя вернуть или обменять вещи личной гигиены, парфюмерию, текстиль, посуду, ювелирные изделия, косметику, мебель, автомобили, мотоциклы и бытовую химию. С полным списком такой продукции можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года.
Потребитель имеет право вернуть товар надлежащего качества в течение 14 дней с момента покупки.
Если продавец отказывается принять товар, то необходимо подать соответствующую претензию. В свободной форме пишется бумага, где указываются основания для возврата и требование вернуть заплаченные деньги. Составляется жалоба в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя.
Другое дело, если возвращается товар ненадлежащего качества. В таком случае потребитель вправе вернуть не только вещь, но и начисленные по товарному кредиту проценты. Иногда продавец настаивает на экспертизе для подтверждения брака, особенно, если речь идет о дорогостоящей технике. Когда наличие дефекта доказывается, у магазина остается 10 дней на перечисление денег.
Как правило, товар в неповрежденной упаковке принимается обратно без споров, особенно, в крупных магазинах. Часто достаточно произнести фразу, что продавец не предоставил покупателю достоверную информацию о характеристиках продукции. Лучше подтвердить слова письменной претензией – тогда администрация быстро оформит возврат.
После возврата товара необходимо убедиться в закрытии кредита, в идеале – запросить у ФКУ справку об отсутствии задолженности перед банком.
Приняв товар, продавец автоматически расторгнет и заключенный с банком товарный кредит. Дополнительно идти в ФКУ не нужно – заем закроется в одностороннем порядке. Но лучше отслеживать статус договора в банковском приложении или интернет-банкинге.
Судьба страховки
Если кредит в ФКУ закрывается автоматически, то со страховкой дело обстоит иначе. Такой договор подписан со сторонней страховой компанией, и за расторжением соглашения и возвратом денег потребитель должен обращаться лично. Обычно в магазинах представители СК не работают – нужно отправляться непосредственно в офис.
Чтобы отменить страховку и сохранить уплаченные средства, следует уложиться в определенный срок. Речь идет о периоде охлаждения – двух неделях. В течение 14 дней потребитель имеет право отказаться от услуги без каких-либо последствий.
Заемщик вправе отказаться от услуг страховой компании в течение 14 дней после подписания договора о финансовой защите и вернуть уплаченные за нее деньги.
Обычно заемщик оказывается в одной из трех ситуаций.
- Кредитный и страховой договор подписан, но деньги не получены. В таком случае отказаться от всех услуг можно в одностороннем порядке. Нужно лишь подать заявление об отказе в ФКУ и СК.
- Деньги получены, и кредит погашен досрочно в течение 14 дней. Период охлаждения еще действует, поэтому можно вернуть средства за страховку.
- Договора подписаны, деньги получены, срок охлаждения прошел. С возвратом могут возникнуть сложности – все зависит от условий предоставления услуги. Если в соглашении присутствует пункт о невозможности выплат, заявление будет отклонено.
Если заемщик не успел уложиться в период охлаждения, то отказ оформляется не всегда. Все будет зависеть от подписанного договора. Иногда в соглашении присутствует пункт о невозможности частичного возврата премии при досрочном закрытии кредита. Тогда страховщик вправе отклонить заявление от заемщика на законных основаниях.